1а. Уровень бодрствования Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций. Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей). Ясное сознание, живо реагирует 0 баллов Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции 1 балл Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны 2 балла Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций 3 балла 1б. Уровень бодрствования: ответы на вопросы Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту. Правильные ответы на оба вопроса 0 баллов Правильный ответ на один вопрос 1 балл Не ответил на оба вопроса 2 балла 1в. Уровень бодрствования: выполнение команд Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка. Выполнил обе команды 0 баллов Выполнил одну команду 1 балл Не выполнил ни одной из команд 2 балла 2. Движения глазных яблок Слежение за движением пальца исследователя. Норма 0 баллов Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора 1 балл Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов 2 балла 3. Поля зрения Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе 11. Поля зрения не нарушены 0 баллов Частичная гемианопсия 1 балл Полная гемианопсия 2 балла Слепота, включая корковую 3 балла 4. Нарушение функции лицевого нерва Нормальные симметричные движения мимических мышц 0 баллов Легкий парез мимических мышц, сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка 1 балл Умеренный прозопарез, полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц 2 балла Паралич одной или обеих половин лица, отсутствие движений в верхней и нижней части лица 3 балла 5а. Сила мышц левой руки Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45° (если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. Рука не опускается в течение 10 с 0 баллов Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности 1 балл Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности 2 балла Рука сразу падает, но в ней есть движения 3 балла Движения в руке отсутствуют, UN = исследовать невозможно 4 балла 5б. Сила мышц правой руки Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45° (если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. Рука не опускается в течение 10 с 0 баллов Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности 1 балл Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности 2 балла Рука сразу падает, но в ней есть движения 3 балла Движения в руке отсутствуют, UN = исследовать невозможно 4 балла 6а. Сила мышц левой ноги Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка. Нога не опускается в течение 5 с 0 баллов Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати 1 балл Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати 2 балла Нога сразу падает, но в ней есть движения 3 балла Движения в ноге отсутствуют, UN = исследовать невозможно 4 балла 6б. Сила мышц правой ноги Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка. Нога не опускается в течение 5 с 0 баллов Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати 1 балл Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати 2 балла Нога сразу падает, но в ней есть движения 3 балла Движения в ноге отсутствуют, UN = исследовать невозможно 4 балла 7. Атаксия в конечностях Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если тест провести невозможно (конечность отсутствует, анкилоз, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. Атаксии нет 0 баллов Атаксия в одной конечности 1 балл Атаксия в двух конечностях, UN = исследовать невозможно 2 балла 8. Чувствительность Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2. Норма 0 баллов Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения 1 балл Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений 2 балла 9. Речь Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста. Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд. Норма 0 баллов Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя 1 балл Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках 2 балла Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи 3 балла 10. Дизартрия Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка. Норма 0 баллов Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения 1 балл Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм, UN = исследовать невозможно 2 балла 11. Гемиигнорирование (неглект) Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиигнорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо. Норма 0 баллов Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых) 1 балл Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства 2 балла Результат: