Общество доказательной неврологии
Личный кабинет

Рекомендации neurocritical care society по лечению отека головного мозга (2020 г. ).

Отек мозга – неспецифический патологический отек, к которому могут приводить любые очаговые/диффузные церебральные повреждения. Простейшее описание – скопление избытка жидкости в клетках мозга и/или внеклеточном пространстве. Отек головного мозга может быть вторичным по отношению к нарушению гематоэнцефалического барьера, локальному воспалению, сосудистым поражениям или изменению клеточного метаболизма. Идентификация и лечение отека головного мозга занимает центральное место в лечение критической интракраниальной патологии.

Лечение отека мозга у пациентов с субарахноидальным кровоизлиянием (САК).

Рекомендации

1. Мы предлагаем использовать болюсное введение гипертонического раствора натрия (ГРН) на основании симптомов, а не целевого уровня натрия для лечения внутричерепной гипертензии (ВЧГ) или церебрального отека у пациентов с САК (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

2. Из-за недостаточности доказательств мы не можем рекомендовать специфическую стратегию дозирования ГРН для улучшения неврологических исходов у пациентов с САК.

Лечение отека мозга у пациентов с травматическим поражением мозга.

Рекомендации

1. Мы предлагаем использовать ГРН, который предпочтительнее маннитола для начального лечения ВЧГ или церебрального отека, у пациентов с ЧМТ (условная рекомендация, доказательства низкого качества).

2. Мы полагаем, что использование маннитола является эффективной альтернативой для пациентов с ЧМТ, которым не может быть назначен ГРН* (условная рекомендация, доказательства низкого качества). *Особенно при гипернатриемии и объемной перегрузке.

3. У пациентов с ЧМТ мы не рекомендуем использовать ГРН на догоспитальном этапе для улучшения неврологических исходов (сильная рекомендация, доказательства среднего качества) и маннитол (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

Решение о том, какой препарат использовать, должно основываться на доступных ресурсах, индивидуальных характеристиках и местной практики.

Лечение отека мозга у пациентов с острым ишемическим инсультом.

Рекомендации

1. Мы предлагаем использовать ГРН или маннитол для начального лечения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с острым ишемическим инсультом (условная рекомендация, доказательства низкого качества).

2. Мы предлагаем клиницистам рассмотреть возможность применения ГРН для лечения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с острым ишемическим инсультом, у которых нет адекватной реакции на маннитол (условная рекомендация, доказательства низкого качества).

3. Мы не рекомендуем использовать профилактическое плановое введение маннитола при остром ишемическом инсульте из-за потенциального вреда (условная рекомендация, доказательства низкого качества).

Лечение отека мозга у пациентов с внутримозговым кровоизлиянием (ВМК).

Рекомендации

1. Мы предлагаем использовать ГРН, который предпочтительнее маннитола для начального лечения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с ВМК (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

2. Мы предлагаем болюсное введение ГРН на основании симптомов или целевой концентрации натрия* для лечения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с ВМК (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества). *целевой уровень натрия – 145–155 ммоль/л.

3. Мы не рекомендуем использовать кортикостероиды для улучшения неврологического исхода у пациентов с ВМК из-за возможного повышения летальности и инфекционных осложнений (сильная рекомендация, доказательства среднего качества).

Лечение отека мозга у пациентов с бактериальным менингитом.

Рекомендации

1. Мы рекомендуем дексаметазон 10 мг внутривенно каждые 6 ч в течение 4 дней для уменьшения неврологических последствий (в первую очередь потери слуха) у пациентов с внебольничным бактериальным менингитом (настоятельная рекомендация, доказательства среднего качества).

2. Мы предлагаем дексаметазон 0,15 мг/кг внутривенно каждые 6 ч в течение 4 дней в качестве альтернативной дозы для пациентов с низкой массой тела или высоким риском побочных эффектов приема кортикостероидов (положение надлежащей клинической практики).

3. Мы рекомендуем вводить дексаметазон до или с первой дозой антибиотика пациентам с бактериальным менингитом (настоятельная рекомендация, доказательства среднего качества).

4. Мы рекомендуем использовать кортикостероиды для уменьшения смертности больных с туберкулезным менингитом (сильная рекомендация, доказательства среднего качества).

5. Мы предлагаем лечение кортикостероидами в течение двух или более недель у больных с туберкулезным менингитом (условная рекомендация, доказательства низкого качества).

6. Недостаточно доказательств, чтобы определить большую эффективность ГРН или маннитола для снижения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с внебольничным бактериальным менингитом.

Лечение отека мозга у пациентов с печеночной энцефалопатией.

Рекомендации

1. Мы предлагаем использовать ГРН или маннитол для лечения ВЧГ или церебрального отека у пациентов с печеночной энцефалопатией (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

2. Недостаточно доказательств, чтобы определить гиперосмолярная терапия или терапия, снижающая содержание аммиака, улучшает неврологические исходы у пациентов при печеночной энцефалопатии.

Рекомендации по оценке риска острого почечного повреждения (ОПП) после использования маннитола и ГРН.

1. Мы предлагаем использовать осмолярный зазор вместо порога осмолярности сыворотки во время лечения маннитолом для контроля риска ОПП (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

2. Следует внимательно следить за показателями функции почек у пациентов, получающих маннитол или ГРН, из-за риска ОПП при гиперосмолярной терапии (положение надлежащей клинической практики).

3. Мы предполагаем, что во время лечения ГРН следует избегать тяжелую гипернатриемию и гиперхлоремию* из-за их связи с ОПП (условная рекомендация, доказательства низкого качества). *верхняя граница натрия 155–160 мэкв/л и хлорида сыворотки 110–115 мэкв/л может быть разумной для уменьшения риска ОПП (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

Таким образом, клиницисты должны внимательно контролировать функцию почек, электролиты и кислотно-щелочной баланс при использовании гиперосмолярной терапии.

Рекомендации по оптимальному способу введения ГРН

1. Недостаточно доказательств, подтверждающих использование непрерывной инфузии ГРН, направленной на целевой уровень натрия сыворотки, с целью улучшения неврологических исходов.

2. Из-за недостаточности доказательств мы не можем рекомендовать специфические стратегии дозирования ГРН для улучшения неврологических исходов у пациентов с отеком мозга.

3. Клиницисты должны избегать гипонатриемию у пациентов с тяжелым неврологическим повреждением из-за риска обострения отека головного мозга (положение надлежащей клинической практики).

Немедикаментозное лечение отека мозга и ВЧГ

Рекомендации

1. Мы предлагаем подъем изголовья кровати на 30 градусов (не более 45 градусов) как полезное дополнение для снижения внутричерепного давления (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

2. Мы рекомендуем кратковременные эпизоды гипервентиляции для пациентов с острой ВЧГ (настоятельная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

3. Мы предлагаем рассмотреть выведение (дренирование) спинномозговой жидкости как полезное дополнение для уменьшения ВЧГ (условная рекомендация, доказательства очень низкого качества).

Другие немедикаментозные методы лечения, такие как хирургическая декомпрессия и лечебная гипотермия не были включены в рекомендации, поскольку они должным образом обсуждаются в других руководствах.

Ссылка на источник: Cook AM, Morgan Jones G, Hawryluk GWJ, et al. Guidelines for the Acute Treatment of Cerebral Edema in Neurocritical Care Patients. Neurocrit Care. 2020; 32(3): 647–666.doi: 10.1007/s12028–020–00959–7